С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27 июля 2010 года №193-ФЗ.
"Посредничество" или "медиация" - это процедура урегулирования споров при содействии независимого профессионального посредника (медиатора) с целью принятия взаимовыгодного для спорящих сторон решения.
Медиация позволяет разрешать спорные вопросы на досудебной стадии, стадии судебного разбирательства и исполнительного производства. Принципами медиации являются: добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность беспристрастность и независимость медиатора.
В основе процедуры медиации лежат 4 принципа:
Конфиденциальность процедуры
Медиатор не имеет права распространять информацию, доведенную до него сторонами и иными участниками процедуры медиации и ставшую им известной при подготовке к процедуре медиации как в ходе самой процедуры, так и в связи с ее проведением.
Нейтральность медиатора
Медиатор при проведении процедуры медиации всегда занимает нейтральную позицию по отношению к сторонам конфликта (спора) и стремится к недопущению предвзятого и пристрастного отношения к какой-либо из сторон. Нейтральность медиатора также означает, что он руководствуется принципом, что каждый из участников процедуры медиации прав со своей субъективной позиции.
Добровольность участия сторон
Стороны и медиатор участвуют в процедуре медиации по доброй воле. Они могут в любой момент выйти из процедуры, если посчитают, что она не способствует разрешению спора или одна из сторон пришла в медиацию с другими целями (а не договариваться).
Равноправие сторон
Медиатор должен обепечить в процедуре медиации равноправие сторон посредством равной степени их признания, уважения, поддержки и одобрения, создает равные условия и возможности участия в процедуре как при высказывании позиций, пожеланий, эмоций, так и при подготовке совместного решения.
Создание эффективной и конструктивной коммуникации через позитивный язык, отделение фактов от интерпретаций и эмоций, соблюдение соглашения о вежливости
Диагностика эмоционального фона и управление эмоциональной напряжённостью
Создание условий и пространства для диалога между сторонами и выработки взаимоприемлемого, реалистичного, соответствующего закону, отвечающего интересам и потребностям сторон решения
Не даёт консультации, советы, не вносит предложения по вариантам урегулирования спора
Не судит кто прав/виноват, не играет роль арбитра/рефери
Не разглашает информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении
Не занимает выраженной позиции в отношении какой-либо из сторон, не ставит своими действиями одну из сторон в преимущественное положение и не умаляет интересы одной из сторон
Задачи медиатора
Фасилитация дискуссии (вопросы / резюме / уточнения /фиксация промежуточных договорённостей / определение вопросов для проработки сторонами / составление протоколов встреч)
Создание эффективной и конструктивной коммуникации через позитивный язык, отделение фактов от интерпретаций и эмоций, соблюдение соглашения о вежливости
Диагностика эмоционального фона и управление эмоциональной напряжённостью
Создание условий и пространства для диалога между сторонами и выработки взаимоприемлемого, реалистичного, соответствующего закону, отвечающего интересам и потребностям сторон решения
Табу медиатора
Не даёт консультации, советы, не вносит предложения по вариантам урегулирования спора
Не судит кто прав/виноват, не играет роль арбитра/рефери
Не разглашает информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении
Не занимает выраженной позиции в отношении какой-либо из сторон, не ставит своими действиями одну из сторон в преимущественное положение и не умаляет интересы одной из сторон
Стороны остаются полноправными «собственниками» конфликта и несут личную ответственность за процесс выработки и принятия решения. Медиатор им в этом помогает, применяя различные психологические, коммуникативные, коучинговые, фасилитационные и медиативные техники и методики.